Вход на сайт
запомнить меня

Забыли пароль?

Бесплатная работа № 12

Тема работы: Поликультурное развитие младших подростков в условиях хорового класса ДМШ (Часть 5)
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
Тип работы: Кандидатская диссертация
Учебное заведение: УрГПУ
Количество страниц: 150
Номер заказа: 1779
Когда выполнена: 15.05.2013
Текст самой работы:  

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

(продолжение)

 

1.2. Особенности поликультурного воспитания подростков в условиях хорового класса дополнительного музыкального образования

 

В России дополнительное образование имеет давнюю традицию. В середине XIX - начале XX в. в среде интеллигенции и пред­принимателей появляется целый набор социально-педагогических инициатив, призванных обеспечить повышение культурного уровня ра­бочих, в основной своей массе недавних крестьян-мигрантов, а также помочь им в адаптации к изменениям жизненного ук­лада, вызванных развитием промышленности и со­путствующей урбанизацией.

Для представителей низших слоев населения, благодаря усилиям педагогов-энтузиастов, а также материальной поддержке меце­натов (дворян и промышленников), вводятся дополнительные учебные дисциплины. Среди которых можно выделить следующие: хозяйственно-практической направлен­ности (огородничество, пчеловодство, швейное дело и т.п.), эстетической (хоровое пение, ганцы и др.). В данный период развиваются вольные классы, посещение которых осуществлялось добровольно, по записи.

Для компенсации отсутствия у детей рабочего класса системати­ческого школьного образования пытались создатели «дневных клу­бов для приходящих детей» (С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А.Фор­тунатов, Л.К.Шлегер, П.Ф.Лесгафт, Л.Д.Азаревич). Организуе­мые при обществах «Сетлемент», «Детский труд и отдых» клубы представляли собой детско-взрослую общность, основу жизни ко­торой составляли деятельность в окружающей социальной среде, самоуправление и самообслуживание. При так называемых «чайных клубах» организовывались различные детские объединения, создававшиеся с целью пропаганды здорового образа жизни, распространения культурных форм досуга в среде рабочих.

Просветительские и воспитательные задачи преследовались созда­телями игровых площадок и летних загородных колоний. Эти инсти­туты социального воспитания действовали под патронатом как част­ных лиц, гак и благотворительных организаций. Например, в Моск­ве с 1886 г. летним загородным отдыхом детей занималось Общество школьных вакационных колоний. В колониях дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили, ходили в дальние походы, знакомясь с сельским бытом и природой, много читали, а также ухаживали за огородами, имея возможность часть урожая забирать домой.

Появлялись различные профильные клубы и общества. В конце XIX в. - естественно-научные, а позднее, в предвоенные годы, - спортив­ные (теннисные, футбольные) и технические (авиаторов). Следует отметить, что в Мраморном дворце в Петербурге в 1892-1902 гг. проводились ре­гулярные воскресные курсы для детей 8-11 лет. Их инициатором и руководителем был преподаватель естественной истории кадет­ского корпуса, агроном по образованию, Н.А.Бартошевич. Про­грамма курсов была двухгодичной. Каждое занятие включало лек­цию с «туманными картинками», хоровое пение, раздачу матери­алов для опытов на дому, предусматривались также экскурсии и работы на земельном участке [Цит. по Кузьмин М., 2006, с. 56]. Учебные группы имели своего руко­водителя, к которому в качестве помощника прикреплялся под­росток - слушатель второго года.

В общем, следует отметить, что в самом начале XX в. складываются основные инсти­туциональные формы дополнительного образования детей:

  • внутришкольные образовательные учреждения (дополнитель­ные дисциплины по выбору и предметные кружки, объединения учащихся по интересам);
  • внешкольные образовательные учреждения (одно- и много­профильные);
  • работа с детьми по месту жительства (площадки, детские общественные организации).

Мы считаем, что развитие дополнительного образования как социально-пе­дагогического феномена связано с идеей о необходимости при­внесения направляющего, целесообразного начала в процесс адап­тации подрастающего поколения в условиях динамичного разви­тия общества, когда традиционные нормы жизнедеятельности теряют свою регулятивную эффективность.

В советский период разнообразие организационных форм вне­школьной работы с детьми растет, расширяется спектр решаемых в данной сфере социально-педагогических задач. Внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием включается в общую систему народного просвещения.

Необходимо заметить, что термины «дополнительное образование», «учреждение допол­нительного образования детей» имеют возраст чуть более десяти лет. Они были введены в педагогическую лексику в 1992 г. Зако­ном РФ «Об образовании». Их смысловое наполнение сегодня еще не устоялось и продолжает уточняться.

Дополнительное образование осуществляется в «общеобразовательных учрежде­ниях и образовательных учреждениях профессионального обра­зования за пределами определяющих их статус основных образо­вательных программ; в образовательных учреждениях дополни­тельного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкаль­ных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натура­листов и иных учреждениях, имеющих соответствующие лицен­зии); посредством индивидуальной педагогической деятельнос­ти» (Закон РФ «Об образовании», гл. 2, ст. 12, 26) [Миттер В., 2007, c. 45-47]. Таким образом, дополнительное образование детей является частью единой сис­темы непрерывного образования и осуществляется в общеобра­зовательных учреждениях (школы, учреждения интернатного типа), учреждениях дополнительного образования детей, в рам­ках деятельности детских общественных организаций.

Учреждения дополнительного образования детей являются са­мостоятельным типом образовательных учреждений и реализуют в качестве основных общеобразовательные дополнительные програм­мы.

Итак, учреждения дополнительного образования как воспитательные орга­низации имеют главную функциональную особенность - дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осу­ществляются в общеобразовательной школе. Так как дополнение проис­ходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соот­ветствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнитель­ного образования отличаются добровольным принципом вхождения ре­бенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставле­ние возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отно­шений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.

Функциональной особенностью учреждений дополнительного образования является также создание условий для оптимального сочета­ния стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения чело­века.

Именно поэтому образовательная среда дополнительного образования выступает в качестве реальной основы формирования поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.

Широкие возможности реализации данных идей и принципов в системе дополнительного образования детей имеются в создании поликультурной воспитательной среды учреждения, основными признаками которой выступают: многоаспектность, вариативность, целостность, динамичность, личностная ориентированность, коммуникативная направленность, диалогичность и др. При этом содержательное наполнение воспитательного процесса включает  реализацию комплекса программ, формирующих ценностное отношение к себе, культуре своего народа, окружающим людям, культурному своеобразию народов, проживающих рядом, в России, во всем мире. От «личностного к общественному», от «своего к чужому» - логика, которая позволяет формировать ценностное отношение к миру людей, многообразию культур, вступать в диалог с другим человеком [Новицкая М.Ю., 2006, c. 10-15].

Следует заметить, что поликультурное воспитание в системе дополнительного образования младших подростков несет в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал. Поликультурное воспитание способно развивать у детей чувство патриотизма, толерантность, интерес к культуре своего и других народов мира, культуру межнационального общения и др. Именно народная культура дает возможность возродить традиции (трудовые, бытовые, праздничные и т.д.), восстановить взаимодействие поколений, отношение людей друг к другу, труду, природе. Формированию эмоционально-личностного отношения к культурным ценностям духовного и материального производства подчинена деятельность различных социальных институтов культуры.

Таким образом, под поликультурным воспитанием поликультурной личности подростка, по нашему мнению, стоит понимать его личностную характеристику, которая вмещает в себя элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знание норм поведения в быту и обществе, умение их соблюдать; умение воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности.

Ребенок подросткового возраста (10–14 лет) формирует этническую идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.

По нашему мнению, содержание поликультурного воспитания подростков целесообразно направлять на рефлексию в нем гуманистических идей, индивидуальных особенностей, присущих той или иной народной культуре, раскрытие в культурах народов России общих традиции, приобщение детей к родной культуре, а от нее – к российской и мировой.

Мы считаем, что поликультурное воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим,  оно  способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Процесс поликультурного воспитания подростков может быть представлен в виде четырех неделимых блоков:

  1. Знаниевый. В данном блоке реализуется информация  культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения.
  2. Эмоциональный.  Данный блок реализуется через организацию учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе;
  3. Деятельностный. Эффективность  совместной  деятельности  участников Программы в ходе усвоения ее содержания повышается, если:
    • сформирована установка подростков на совместную  работу,  они осознают ее  цели  и находят в ней личностный смысл;
    • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельно­сти, педагогически целесообразное распреде­ление ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
    • создаются ситуации свободного выбора деть­ми видов, способов деятельности, ролей;
    • каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других,  внести реальный вклад в общее дело и др.
  4. Воспитательный. Данный блок связан с развитием у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.

(см. продолжение)

Часть 5

Часть 6

Дата размещения
на сайте:
20.05.2013

Работа написана нашим специалистом, выкладывается в интернет исключительно для ознакомительных целей. Работа является собственностью компании. Любое копирование или частичное использование КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1. ст. 146 УК РФ

Вход на сайт

Работы на заказ

Компания "Москва-Диплом" уже многие годы работает и помогает студентам. На рынке образовательных услуг мы существуем уже с 2001 года и за это время четко и уверенно вышли в лидеры, благодаря качеству выполняемых работ на заказ, а так же оперативности и индивидуальному подходу к каждому студенту. У нас появились представительства в других городах, не только в Москве и Санкт-Петербурге, а дистанционное сотрудничество дает возможность обратится к нам любому студенту. Мы меняемся для Вашего удобства, лишь наш девиз неизменен: «Качественные работы в срок».

Оформить заказ

Мы в Вконтакте:

Полезные советы, ежедневное обновление, помощь в учебе, интересные новости и акции - Будем рады видеть Вас в нашей группе Вконтакте. Участникам группы 5% скидка на все услуги.

Группа Вконтакте SaveStud.Su


Магазин готовых работ

Уникальные авторские работы, написанные специалистами компании Москва-Диплом, вы можете приобрести по цене 30% от стоимости нового заказа. Все работы прошли проверку на уникальность и качество. Сдавались 1 раз и были успешно зачтены.

Выбрать готовую работу

Быстрый переход на готовую работу:

    Готовая работа №   



Рассказать о нас

Нажмите на кнопочки ниже, чтобы запомнить нас!

Вопросы и ответы Отзывы клиентов Способы оплаты Гарантии Скидки Партнерам О нас Авторам