Вход на сайт
запомнить меня

Забыли пароль?

Бесплатная работа № 11

Тема работы: Поликультурное развитие младших подростков в условиях хорового класса ДМШ (Часть 4)
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
Тип работы: Кандидатская диссертация
Учебное заведение: УрГПУ
Количество страниц: 150
Номер заказа: 1779
Когда выполнена: 15.05.2013
Текст самой работы:  

Часть 1

Часть 2

Часть 3

(продолжение)

 

Началом следующего этапа реформ ста­ло принятие в 2000 г. Национальной доктри­ны образования в РФ, установившей цели и основные направления развития образова­ния до 2025 г. Распоряжением Правитель­ства РФ от 2001 г. была одобрена подготов­ленная Минобразования России «Концеп­ция модернизации российского образова­ния на период до 2010 года», развивающая основные принципы образовательной поли­тики в России, определенные в законе «Об образовании». Федеральном законе «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрытые в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.

Следует подчеркнуть, что планируемые результаты реализации Национальной док­трины образования в РФ до 2025 г. не про­тиворечат целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма в качестве нового приоритета для отечест­венной системы образования не выделен. Среди планируемых результатов реализации доктрины, в которых прослеживается соот­ветствие некоторым целям и задачам поли­культурного образования, можно назвать следующие:

  • качество образования - создание де­мократической системы образования, гаран­тирующей необходимые условия для полно­ценного качественного образования на всех уровнях, а также индивидуализация образо­вательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ, учитывающих интересы и спо­собности личности:
  • доступность образования - всем граж­данам РФ независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объ­единениям, возраста, состояния здоровья, со­циального, имущественного и должностного положения обеспечивается бесплатное выс­шее, среднее профессиональное, послеву­зовское образование на конкурсной основе, а также общедоступное и бесплатное специ­альное образование для лиц с ограниченны­ми возможностями.

Анализ мировых и отечественных тенденций развития образова­ния, а также учет новейших условий функционирования образования в России положены в основу «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Модерни­зация российского образования, подчеркивается в Концепции, долж­на отражать интересы российского общества и государства, связан­ные с формированием российской гражданской идентичности. Далее обосновывается принципиальное положение о том, что ядром нацио­нально-гражданской идентичности призвано стать этнокультурное са­мосознание: «Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и ее региональные сегменты <...> в рамках субъектов РФ, а каждое региональное национальное сообщество включает различные этнокультурные и этнокофессиональные группы» |5, с. 59]. Чтобы за­вершить строительство «национального дома», необходимо соединить этнокультурный фундаменте общероссийской национальной крышей, т. е. возвести «несущие стены» национально-территориальных (реги­ональных) сегментов российской гражданской нации <...> Иными сло­вами, гражданское единство формируется там, где люди живут, работают, растят детей, строят планы на будущее [Там же]. В этом смысле сделан акцент на необходимости формирования российской гражданской идентичности при разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

На наш взгляд, социокультурные ориентиры, цели, основные принципы формирования системы поликультурного образования и воспитания следует признать достаточно глубоко проработанными, поскольку в основу положена как преемственность отечественных образовательных традиций и инноваций, так и творческое использование зарубежного опыта.

Таким образом, содержание поликультурного развития на современном этапе вклю­чает личностный, региональный, государственный и глобальный уровни [Матис В.И., 1997: с. 96].

Всеобщее /глобальное) образование направлено на формирование у школьников современной науч­ной картины мира. Этот уровень включает учебные предметы, дающие знания общекультурного значения о человеческом сообществе в целом, его истории и культуре, народах и их взаимоотношениях (мега-уровень).

Общее (государственное) образование призвано способствовать формированию общероссийской идентичности личности и включает предметы и учебные курсы, содержащие знания об исторически сложившейся совместной жизни народов России, их культурном сотрудничестве (макроуровень).

Частное (региональное, местное, национальное) образование представляет дисциплины, отражающие национальное и региональное своеобразие культур, и включает в себя знания о политической, экономи­ческой и культурной жизни, особых потребностях и интересах субъектов Российской Федерации. Здесь присутствует и местный материал о малой родине (городе, селе), особенностях этнической группы или национального меньшинства (мезоуровень).

Единичное образование отражает особенности, присущие каждой конкретной личности, учитывает ее интересы и потребности, позволяет раскрыть потенциальные, заложенные в каждом человеке спо­собности (микроуровень).

Для достижения целей поликультурного развития необходимо обеспечить единство и взаимосвязь различных его уровней.

Элементами поликультурного развития, его составными частями являются природа, история, культура, язык [Вшивкова, О.А., 2004: с. 97].

При этом история понимается в широком плане как история цивилизации и своего этноса и как исто­рия взаимоотношений между народами. Необходимо организовать изучение истории своей малой родины, семьи и того, как в ней отразилась мировая история и история государства.

Культура также понимается в широком плане. Изучается мировая культура и место в ней культуры своего этноса (своего региона, населенного пункта, семьи) и различных сторон взаимодействия с другими культурами, их взаимообогащення при сохранении лучших черт самобытности.

Изучение языков предполагает освоение одновре­менно нескольких языков, позволяющих осуществить коммуникации в глобальном, государственном, реги­ональном масштабах.

Помимо уже перечисленных, отдельным элемен­том содержания поликультурного развития должна стать природа. Изучение климата и ландшафта, флоры и фауны, экологических проблем помогает понять особенности истории и культуры, взаимосвязь и це­лостность современного мира.

По нашему мнению, национальную и региональную специфику необходимо интегрировать во все преподаваемые предметы на протяжении всех лет обучения. В случае реализации подобной модели должен быть заложен фундамент для сохранения родной культуры, обычаев и традиций. Молодежь, включаясь в общественную жизнь, приобретет чувство защищенности и способность вести себя и действовать умело в незнакомой или новой обстановке в различных культурах.

В целом, изложенное позволяет  заключить, что поликультурное образование [Метлик И.В., 2012: с. 3-13]:

  • формирует  осмысленный уклад жизни  человека в определенном культурно историческом пространстве;
  • культивирует встречи поколений культур в их самоценных образах и формах жизни, не допускающих эгоцентричной капризности между людьми и хамского релятивизма внутри культуры.

В этой связи, по нашему мнению, современную стратегию образовательной политики целесообразно строить с учетом многокультурности социума, при этом ориентироваться на гибкую языковую политику, на создание условий для воспитания личности в духе толерантности, согласия и веротерпимости.

Мы считаем, что целью поликультурного развития выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

При этом, рассматривая поликультурное воспитание как основу для полилога культур в целостном и непрерывном учебно-воспитательном процессе, мы считаем, что в современных условиях оно призвано выполнять определенные функции:

  1. Философско-культурологическую. Данная функция направлена на формирование этнического самосознания личности как составной части планетарного сознания, преодоление опасностей узконационалистического мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к представителям других наций. По нашему мнению, именно культурологическое знание выступает основой для формирования как поликультурного мышления и гуманитарной грамотности, так и «ценностных ориентаций личности», под которыми понимаются фиксированные в сознании индивида установки относительно личностно значимых элементов окружающей действительности.
  2. Гуманистическую. Мы считаем, что гуманизм должен учитываться в качестве основного компонента любой образовательной системы, ориентированной на реализа­цию поликультурного подхода, высшей целью общественного развития, выра­женной в стремлении создать и осущест­вить необходимые условия для достиже­ния гармонии в социально-экономи­ческой и духовной сферах жизни.
  3. Воспитательно-рефлексивную, ориентированную на восприятие и осо­знание важности культурного многооб­разия для развития личности и прогресса цивилизации, на становление нравствен­ных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом, на создание условий для превращения их в устойчи­вые убеждения и навыки конструктивно­го гуманного поведения.
  4. Личностно-развивающую.  В процессе данной функции поликультурного воспитания пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, к системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина Мира. Процесс обучения призван опираться на современные концепции и методики личностно ориентированного обучения и воспитания.

Для более глубоко понимания перечисленных выше функций поликультурного воспитания будет интересна антропологическая кон­цепция личности С.И. Гессена на основе трансцендентализма, согласно которой могущество индивидуальности коренит­ся не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, а в тех духовных ценностях, которыми прони­каются тело и душа и которые просвечи­вают в них, как задания его творческих устремлений; именно через приобщение к миру «сверхличных» ценностей проис­ходит созидание самой личности.

По нашему мнению, обеспечение условий для введения уча­щихся в этническую, российскую и ми­ровую культуру позволит им осознать свою уникальность, выработать пред­ставление об общих нравственно-этических нормах, особенностях миро­воззрения, верований, а также наиболее полно раскрыть собственные задатки и дарования как необходимые предпо­сылки для процесса воспроизводства и обогащения своей национальной куль­туры в контексте мирового культурного развития. Определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизационном процессе призвано способствовать расширению социаль­ной мобильности личности, обеспече­нию интегрального культурно-образо­вательного пространства.

Эти положения определяют совре­менную образовательную стратегию, ориентированную на формирование лич­ности, способной к активной и эффек­тивной жизнедеятельности в многона­циональной среде, обладающей развитым чувством уважения и понимания различ­ных этнических культур.

Мы считаем, что, придерживаясь данной образовательной стратегии можно обеспечить следующее:

  • содействие глубокому и все­стороннему овладению учащимися ос­нов национальной культуры, что, в свою очередь, выступает важнейшим условием интеграции в культуры дру­гих народов;
  • формирование у подростков представле­ний о многообразии этнических культур, привитие основ толерантного поведения по отношению национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде;
  • приобщение подростков к основам мировой культуры, раскрывать объективные причины процесса глобали­зации в современном мире, взаимозави­симости и взаимопомощи народов и эт­носов в решении актуальных проблем развития цивилизации.

(см. продолжение)

Часть 5

Часть 6

Дата размещения
на сайте:
20.05.2013

Работа написана нашим специалистом, выкладывается в интернет исключительно для ознакомительных целей. Работа является собственностью компании. Любое копирование или частичное использование КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1. ст. 146 УК РФ

Вход на сайт

Работы на заказ

Компания "Москва-Диплом" уже многие годы работает и помогает студентам. На рынке образовательных услуг мы существуем уже с 2001 года и за это время четко и уверенно вышли в лидеры, благодаря качеству выполняемых работ на заказ, а так же оперативности и индивидуальному подходу к каждому студенту. У нас появились представительства в других городах, не только в Москве и Санкт-Петербурге, а дистанционное сотрудничество дает возможность обратится к нам любому студенту. Мы меняемся для Вашего удобства, лишь наш девиз неизменен: «Качественные работы в срок».

Оформить заказ

Мы в Вконтакте:

Полезные советы, ежедневное обновление, помощь в учебе, интересные новости и акции - Будем рады видеть Вас в нашей группе Вконтакте. Участникам группы 5% скидка на все услуги.

Группа Вконтакте SaveStud.Su


Магазин готовых работ

Уникальные авторские работы, написанные специалистами компании Москва-Диплом, вы можете приобрести по цене 30% от стоимости нового заказа. Все работы прошли проверку на уникальность и качество. Сдавались 1 раз и были успешно зачтены.

Выбрать готовую работу

Быстрый переход на готовую работу:

    Готовая работа №   



Рассказать о нас

Нажмите на кнопочки ниже, чтобы запомнить нас!

Вопросы и ответы Отзывы клиентов Способы оплаты Гарантии Скидки Партнерам О нас Авторам