Вход на сайт
запомнить меня

Забыли пароль?

Бесплатная работа № 7

Тема работы: Особенности поликультурного воспитания младших подростков средствами музыкального образования
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
Тип работы: ВАК статья
Учебное заведение: УрГПУ
Количество страниц: 11
Номер заказа: 1779
Когда выполнена: 21.10.2012
Текст самой работы:  

В данной статье рассматривается сущность и содержание поликультурного воспитания младших подростков средствами музыкального образования.

В системе поликультурного образования особое место занимаем музыкальное образование, обладающее значительными возможностями в формировании культуры межнационального общения. Постигая музыку, личность не только воспринимает свою культурную идентичность и осознает органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом

Ключевые слова: поликультурное воспитание младших подростков, поликультурное воспитание, поликультурное развитие средствами музыкального образования.

 

 В современном мире система образования развивается с учетом культурной интеграции, глобализации, социально-экономической и общественно-политической стабильности. Одним из стратегических ресурсов развития России в ХХI в. является повышение доступности и эффективности образования. Система образования ориентирована на формирование мировоззренческой устойчивости личности и общества на основе гуманизма и толерантности.

Проведенный анализ литературы говорит о том, что идея поликультурного развития являлась предметом изучения педагогов, ученых разных времен. Уже Я.А. Коменский писал о необходимости воспитания у детей умения жить в мире, уважать и любить людей как представителей всего человеческого рода. Н.А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец подчеркивали в своих исследованиях целостность культурно-исторического развития человечества, наличие сходных принципов функционирования разных культур. Идея о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, о сочетании в воспитании народного с всенародным и общечеловеческим развивалась П.Ф. Каптеревым. М.М. Бахтин, С.Б. Бахтин, В. Оконь рассматривали человека как уникальный мир культуры, вступающий во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящий себя в процессе такого взаимодействия и воздействующий на других.

Различным аспектам проблемы организации поликультурного воспитания детей и подростков посвящено значительное количество исследований. Научно-теоретические основы поликультурного воспитания представлены в работах Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, В.Б. Макаева, З.А. Мальковой, Д.Б. Сажина, Л.Л. Супруновой, В.Ю. Хотинец и др. Вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культу-рами посвящены исследования Е.С. Бабуновой, Т.Ф. Бабыниной, Е.А. Барахсановой, М.И. Богомоловой, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Вертяковой, Э.К. Сусловой, Т.В. Черник, Т.И. Чирковой, Л.С. Ядрихинской и др.

Поликультурное воспитание в исследованиях современных ученых понимается как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова); как формирование чувства солидарности, взаимопонимания, которое противостоит национализму и расизму (М.И. Богомолова).

Обобщая представления о поликультурном развитие мы можем с уверенностью сказать, что по нашему мнению, под поликультурным воспитанием следует понимать целенаправленный гуманистический процесс освоения культурообразовательных ценностей, предусматривающий развитие навыков межличностного взаимодействия в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию человека к иным культурным ценностям.

Мы считаем, что цель поликультурного воспитания состоит в становлении личности, обладающей качествами, обеспечивающими ее адекватную жизнедеятельность в многонациональной и поликультурной среде, понимание и уважение других культур и народов, способность жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Основу поликультурного воспитания составляют процессы формирования мировоззрения и ценностного сознания личности, способствующие гармонизации общественных процессов в духе взаимного диалога и толерантности [6, c. 3-6]. Толерантность здесь выступает той мерой, которая позволяет обеспечить сохранение национальной, религиозной, личностной идентичности в условиях глобализации общественных процессов.

Важным условием становления поликультурной личности является поликультурная образовательная среда, обеспечивающая личностную ориентированность образовательного процесса на национальное равенство и культурный плюрализм. Один из путей создания поликультурной среды состоит в реализации принципа вариативности в образовательной политике страны, способствующего приданию соответствующей роли национально-региональному компоненту образования.

Под поликультурным развитием младшего подростка, по нашему мнению, стоит понимать его личностную характеристику, которая вмещает в себя элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знание норм поведения в быту и обществе, умение их соблюдать; умение воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности.

Ребенок подросткового возраста (10–14 лет) формирует этническую идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.

По нашему мнению, содержание поликультурного воспитания подростков целесообразно направлять на рефлексию в нем гуманистических идей, индивидуальных особенностей, присущих той или иной народной культуре, раскрытие в культурах народов России общих традиции, приобщение детей к родной культуре, а от нее – к российской и мировой.

Одним из эффективных средств организации процесса поликультурного воспитания является, по нашему мнению, музыкальное искусство.

Постигая музыку, личность не только воспринимает свою культурную идентичность и осознает органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом. Вместе с тем она прогрессирует до осознания своей этнокультурной особенности и общности. Поэтому диалог музыкальных культур, взаимодействие музыкальных культур может стать одним из основных принципов поликультурного образования средствами музыкально-эстетического воспитания.

Изучение национальной музыкальной культуры – один из основных факторов гуманизации жизни современной школы и насыщения ее образовательного пространства духом национального музыкального искусства. Музыкальное искусство обладает большими потенциальными возможностями преобразования личности подростка, помогает ему сориентироваться в системе нравственных приоритетов. Результат преобразующего воздействия искусства на ребенка младшего подросткового возраста целесообразно рассматривать с позиции развития его способностей к самопознанию, самосовершенствованию на основе гуманистических идеалов общечеловеческих ценностей. Музыка при ее прослушивании подростком способствует осознанию добра и зла, закладывая основы для его полноценной, социально значимой жизни. Она содействует формированию устойчивого интереса младшего подростка к окружающей действительности и реализации себя на основе приобретенного опыта музыкальной деятельности.

Анализ достижений педагогической теории и практики, собственного опыта привел к осознанию того, что задача духовно-нравственного становления личности младшего школьника средствами музыкального искусства в поликультурном образовательном пространстве остается недостаточно разработанной. В исследуемой ситуации выделим следующие противоречия:

- между потребностью общества в повышении эффективности нравственного воспитания личности через постижение многообразия национальных культур средствами музыкального искусства и недостаточным уровнем сформированности познания народной культуры подрастающим поколением;

- между процессом нравственного воспитания в поликультурной среде средствами музыкального искусства и сложившимися малоэффективными подходами к данной проблеме в системе традиционного школьного музыкального образования. Учебная программа по музыке, исходя из проведенного анализа, должна включать следующие позиции – признание значимости всех видов музыкальной деятельности – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизация, постижение основ музыкальной грамоты;

– включение таких важных разделов, как духовная музыка и фольклор (с учетом традиций музыкальной культуры конкретного региона);

– эмоциональное усиление восприятия путем интеграции разных видов искусства – литературы, изобразительного искусства, хореографии, театрального искусства.

Необходимыми условиями создания современной системы музыкального образования с учетом поликультурности среды являются: теоретико-методическое обоснование преобразующего воздействия национальной и классической музыки в системе формирования нравственных приоритетов старших школьников в поликультурной среде; определение перспективного содержания, форм и методов использования народной и классической музыки в педагогическом процессе; интегрированный подход к исследованию народной национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук, позволяющих выявить функциональную основу музыкального искусства в области нравственного воспитания младших подростков:

  • гностическую,
  • коммуникативную,
  • эстетическую,
  • гедонистическую,
  • воспитательную,
  • гармонизирующую,
  • терапевтическую,
  • эмоционально-оценочную и преобразовательную;
  • разработка методических рекомендаций для практикующих учителей музыки и будущих практиков общего музыкального образования, способствующих повышению уровня их компетентности в области формирования нравственных приоритетов младших подростков средствами музыкального искусства.

 Многоуровневая характеристика поликультурной среды школы

Рис. 1. Многоуровневая характеристика поликультурной среды школы

 

Мы считаем, что формирование образовательного поликультурного пространства школы средствами музыкального искусства более эффективно, если опирается на принцип диалогичности - многофакторное и многоуровневое явление, охватывающее возрастные и индивидуальные особенности учащихся; национальные традиции; особенности мирового искусства. Поликультурную среду следует понимать как совокупность условий, учитывающих особенности учащихся школы и способствующих сохранению национального менталитета в контексте личностных и общекультурных ценностей. Творческое освоение музыкальных ценностей и традиций национальной культуры связывается с формированием музыкального и художественного сознания личности, потребности в общечеловеческих музыкально-художественных ценностях.

Особо выделяется специфический музыкальный жанр, способный передавать народный характер и в то же время являющийся доступным для художественного толкования инонациональным исполнителем - это народная песня или песня, сочиненная композитором в национальном стиле. Как отмечают психологи, аппарат эмоций является тонким, специально приспособленным инструментом, посредством которого развивается мировосприятие ребенка, поэтому опыт детей непосредственно связывается с эмоциями, которые они испытывают при пении инонациональных песен. Близкие и понятные им художественные образы, выраженные на языке инонациональной музыкальной культуры, способствуют пониманию через мелодию национального характера народа, его специфических черт, отражаемых в мелодической линии напева.

Образовательный процесс, по нашему мнению, должен строиться на следующих педагогических позициях: использование возможностей урока музыки для введения в мир прекрасного, с его национальными и интернациональными культурными ценностями; выстраивание основного и дополнительного образования на основе общения учащихся с миром классического и национального музыкального искусства; использование воспитательных возможностей социально-педагогических ситуаций.

При установлении связей поликультурной среды школы с внешним миром учитывается специфика национального состава учащихся, «дефицит» носителей национальной культуры, истоки пассивного отношения детей и родителей к сохранению и развитию национальной культуры. Черты, свойства и привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной национальной культуры системы ценностей и традиций, формируются у ребенка в процессе приобщения к художественной и к музыкальной культуре. По мнению В.Г. Волкова, «эти нормы совместно с совокупностью устойчивых социально-экономических отношений, в конечном счете, регламентируют отдельные поступки и поведение в целом членов общества, проектируют и направляют развитие и формирование подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт, а также внутренние установки и автоматизм поведения» [2, c. 83-87].

Эффективность процесса поликультурного развития младших подростков средствами музыкального искусства могут обеспечить следующие педагогические условия (рис. 1): личностно ориентированный процесс формирования нравственных приоритетов (1); комплекс необходимых знаний, умений и навыков для творческой самореализации средствами музыкального искусства в школьной поликультурной образовательной среде (2); ситуация успеха в процессе познания музыкального искусства и паритета составляющих его сущность народного и классического направлений (3); самовыражение в мире музыкального искусства через формы музыкальной деятельности в школе (4); заинтересованность в сохранении национального искусства как неотъемлемой части культуры (5); нравственный потенциал искусства как оптимальное средство определения этических принципов и идеалов личностью (6); коллектив как общность единомышленников в процессе познания музыкального искусства и залог успешной социализации младшего школьника (7); межкультурная коммуникация как показатель уровня реализации воспитательной стратегии (8).

 Исходные позиции организационно-педагогических условий формирования нравственных приоритетов младших подростков средствами музыкального искусства в поликультурной среде

Рис.2. Исходные позиции организационно-педагогических условий формирования нравственных приоритетов младших подростков средствами музыкального искусства в поликультурной среде

 

Анализ работ в области общей и музыкальной педагогики, философии, социологии, психологии, эстетики и музыкознания, а также программных и нормативных документов общего среднего образования, архивных материалов свидетельствует, что музыкальная культура всех народов имеет общегуманистическую направленность и выступает, прежде всего, как система общечеловеческих ценностей, основанных на Добре, Красоте и Истине. Данные ценности определяют менталитет народа, а обращение к народной музыкальной культуре - успех педагогического поиска в сфере нравственного воспитания детей (для этого необходимо учитывать психолого-возрастные и регионально-этнические особенности младших подростков). Обращение к национальной музыке разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения, в частности, таких как Россия, оно может служить средством межнационального согласия в обществе. Формирование нравственных приоритетов младших подростков в поликультурной среде средствами музыкального искусства позволяет вывести всех участников образовательного процесса на качественно новый уровень музыкальной деятельности, характеризующийся компетентностной готовностью учащихся к познанию как собственного национального музыкального искусства, так и мирового на основе сформированных доминант межнациональной толерантности и коммуникативности; оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

 

Библиография

  1. Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных стат. – Махачкала: АРТ, 2001. С. 43-51.
  2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская. - М.: Наука, 2008. С. 83-87.
  3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2012. - № 5.
  4. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2004. - № 1.
  5. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур / Н.М. Воскресенская // Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 105-107.
  6. Зиновьева Н.Б. О задачах внедрения информационных педагогических технологий в практику вузов культуры и искусства / Н.Б. Зиновьева // Основные направления стратегии образовательной деятельности в условиях многопрофильного вуза культуры и искусств: м-лы науч.-метод. конф. – Краснодар: Перемена, 2007. С. 3-6.
  7. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М.Н. Кузьмин // Педагогика. - 2008. - № 6.
  8. Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев // Педагогика. - 2011. - № 7.
  9. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Мagister. - 2011. - № 3. - С. 79-81.
  10.  Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе / М.Г. Тайчинов // Педагогика. - 2009. - № 7.
Дата размещения
на сайте:
05.04.2013

Работа написана нашим специалистом, выкладывается в интернет исключительно для ознакомительных целей. Работа является собственностью компании. Любое копирование или частичное использование КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1. ст. 146 УК РФ

Вход на сайт

Компания "Москва-Диплом" уже многие годы работает и помогает студентам. На рынке образовательных услуг мы существуем уже с 2001 года и за это время четко и уверенно вышли в лидеры, благодаря качеству выполняемых работ на заказ, а так же оперативности и индивидуальному подходу к каждому студенту. У нас появились представительства в других городах, не только в Москве, а дистанционное сотрудничество дает возможность обратится к нам любому студенту. Мы меняемся для Вашего удобства, лишь наш девиз неизменен: «Качественные работы в срок».

Оформить заказ

Мы в Вконтакте:

Полезные советы, ежедневное обновление, помощь в учебе, интересные новости и акции - Будем рады видеть Вас в нашей группе Вконтакте. Участникам группы 5% скидка на все услуги.

Группа Вконтакте SaveStud.Su


Магазин готовых работ

Уникальные авторские работы, написанные специалистами компании Москва-Диплом, вы можете приобрести по цене 30% от стоимости нового заказа. Все работы прошли проверку на уникальность и качество. Сдавались 1 раз и были успешно зачтены.

Выбрать готовую работу

Быстрый переход на готовую работу:

    Готовая работа №   



Рассказать о нас

Нажмите на кнопочки ниже, чтобы запомнить нас!

Вопросы и ответы Отзывы клиентов Способы оплаты Гарантии Скидки Партнерам О нас Авторам