Часть 1
Часть 2
Часть 3
(продолжение)
Началом следующего этапа реформ стало принятие в 2000 г. Национальной доктрины образования в РФ, установившей цели и основные направления развития образования до 2025 г. Распоряжением Правительства РФ от 2001 г. была одобрена подготовленная Минобразования России «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», развивающая основные принципы образовательной политики в России, определенные в законе «Об образовании». Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрытые в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.
Следует подчеркнуть, что планируемые результаты реализации Национальной доктрины образования в РФ до 2025 г. не противоречат целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма в качестве нового приоритета для отечественной системы образования не выделен. Среди планируемых результатов реализации доктрины, в которых прослеживается соответствие некоторым целям и задачам поликультурного образования, можно назвать следующие:
- качество образования - создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях, а также индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ, учитывающих интересы и способности личности:
- доступность образования - всем гражданам РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается бесплатное высшее, среднее профессиональное, послевузовское образование на конкурсной основе, а также общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями.
Анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, а также учет новейших условий функционирования образования в России положены в основу «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Модернизация российского образования, подчеркивается в Концепции, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Далее обосновывается принципиальное положение о том, что ядром национально-гражданской идентичности призвано стать этнокультурное самосознание: «Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и ее региональные сегменты <...> в рамках субъектов РФ, а каждое региональное национальное сообщество включает различные этнокультурные и этнокофессиональные группы» |5, с. 59]. Чтобы завершить строительство «национального дома», необходимо соединить этнокультурный фундаменте общероссийской национальной крышей, т. е. возвести «несущие стены» национально-территориальных (региональных) сегментов российской гражданской нации <...> Иными словами, гражданское единство формируется там, где люди живут, работают, растят детей, строят планы на будущее [Там же]. В этом смысле сделан акцент на необходимости формирования российской гражданской идентичности при разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
На наш взгляд, социокультурные ориентиры, цели, основные принципы формирования системы поликультурного образования и воспитания следует признать достаточно глубоко проработанными, поскольку в основу положена как преемственность отечественных образовательных традиций и инноваций, так и творческое использование зарубежного опыта.
Таким образом, содержание поликультурного развития на современном этапе включает личностный, региональный, государственный и глобальный уровни [Матис В.И., 1997: с. 96].
Всеобщее /глобальное) образование направлено на формирование у школьников современной научной картины мира. Этот уровень включает учебные предметы, дающие знания общекультурного значения о человеческом сообществе в целом, его истории и культуре, народах и их взаимоотношениях (мега-уровень).
Общее (государственное) образование призвано способствовать формированию общероссийской идентичности личности и включает предметы и учебные курсы, содержащие знания об исторически сложившейся совместной жизни народов России, их культурном сотрудничестве (макроуровень).
Частное (региональное, местное, национальное) образование представляет дисциплины, отражающие национальное и региональное своеобразие культур, и включает в себя знания о политической, экономической и культурной жизни, особых потребностях и интересах субъектов Российской Федерации. Здесь присутствует и местный материал о малой родине (городе, селе), особенностях этнической группы или национального меньшинства (мезоуровень).
Единичное образование отражает особенности, присущие каждой конкретной личности, учитывает ее интересы и потребности, позволяет раскрыть потенциальные, заложенные в каждом человеке способности (микроуровень).
Для достижения целей поликультурного развития необходимо обеспечить единство и взаимосвязь различных его уровней.
Элементами поликультурного развития, его составными частями являются природа, история, культура, язык [Вшивкова, О.А., 2004: с. 97].
При этом история понимается в широком плане как история цивилизации и своего этноса и как история взаимоотношений между народами. Необходимо организовать изучение истории своей малой родины, семьи и того, как в ней отразилась мировая история и история государства.
Культура также понимается в широком плане. Изучается мировая культура и место в ней культуры своего этноса (своего региона, населенного пункта, семьи) и различных сторон взаимодействия с другими культурами, их взаимообогащення при сохранении лучших черт самобытности.
Изучение языков предполагает освоение одновременно нескольких языков, позволяющих осуществить коммуникации в глобальном, государственном, региональном масштабах.
Помимо уже перечисленных, отдельным элементом содержания поликультурного развития должна стать природа. Изучение климата и ландшафта, флоры и фауны, экологических проблем помогает понять особенности истории и культуры, взаимосвязь и целостность современного мира.
По нашему мнению, национальную и региональную специфику необходимо интегрировать во все преподаваемые предметы на протяжении всех лет обучения. В случае реализации подобной модели должен быть заложен фундамент для сохранения родной культуры, обычаев и традиций. Молодежь, включаясь в общественную жизнь, приобретет чувство защищенности и способность вести себя и действовать умело в незнакомой или новой обстановке в различных культурах.
В целом, изложенное позволяет заключить, что поликультурное образование [Метлик И.В., 2012: с. 3-13]:
- формирует осмысленный уклад жизни человека в определенном культурно историческом пространстве;
- культивирует встречи поколений культур в их самоценных образах и формах жизни, не допускающих эгоцентричной капризности между людьми и хамского релятивизма внутри культуры.
В этой связи, по нашему мнению, современную стратегию образовательной политики целесообразно строить с учетом многокультурности социума, при этом ориентироваться на гибкую языковую политику, на создание условий для воспитания личности в духе толерантности, согласия и веротерпимости.
Мы считаем, что целью поликультурного развития выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
При этом, рассматривая поликультурное воспитание как основу для полилога культур в целостном и непрерывном учебно-воспитательном процессе, мы считаем, что в современных условиях оно призвано выполнять определенные функции:
- Философско-культурологическую. Данная функция направлена на формирование этнического самосознания личности как составной части планетарного сознания, преодоление опасностей узконационалистического мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к представителям других наций. По нашему мнению, именно культурологическое знание выступает основой для формирования как поликультурного мышления и гуманитарной грамотности, так и «ценностных ориентаций личности», под которыми понимаются фиксированные в сознании индивида установки относительно личностно значимых элементов окружающей действительности.
- Гуманистическую. Мы считаем, что гуманизм должен учитываться в качестве основного компонента любой образовательной системы, ориентированной на реализацию поликультурного подхода, высшей целью общественного развития, выраженной в стремлении создать и осуществить необходимые условия для достижения гармонии в социально-экономической и духовной сферах жизни.
- Воспитательно-рефлексивную, ориентированную на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации, на становление нравственных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом, на создание условий для превращения их в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения.
- Личностно-развивающую. В процессе данной функции поликультурного воспитания пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, к системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина Мира. Процесс обучения призван опираться на современные концепции и методики личностно ориентированного обучения и воспитания.
Для более глубоко понимания перечисленных выше функций поликультурного воспитания будет интересна антропологическая концепция личности С.И. Гессена на основе трансцендентализма, согласно которой могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, а в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них, как задания его творческих устремлений; именно через приобщение к миру «сверхличных» ценностей происходит созидание самой личности.
По нашему мнению, обеспечение условий для введения учащихся в этническую, российскую и мировую культуру позволит им осознать свою уникальность, выработать представление об общих нравственно-этических нормах, особенностях мировоззрения, верований, а также наиболее полно раскрыть собственные задатки и дарования как необходимые предпосылки для процесса воспроизводства и обогащения своей национальной культуры в контексте мирового культурного развития. Определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизационном процессе призвано способствовать расширению социальной мобильности личности, обеспечению интегрального культурно-образовательного пространства.
Эти положения определяют современную образовательную стратегию, ориентированную на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством уважения и понимания различных этнических культур.
Мы считаем, что, придерживаясь данной образовательной стратегии можно обеспечить следующее:
- содействие глубокому и всестороннему овладению учащимися основ национальной культуры, что, в свою очередь, выступает важнейшим условием интеграции в культуры других народов;
- формирование у подростков представлений о многообразии этнических культур, привитие основ толерантного поведения по отношению национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде;
- приобщение подростков к основам мировой культуры, раскрывать объективные причины процесса глобализации в современном мире, взаимозависимости и взаимопомощи народов и этносов в решении актуальных проблем развития цивилизации.
(см. продолжение)
Часть 5
Часть 6