Вход на сайт
запомнить меня

Забыли пароль?

Бесплатная работа № 14

Тема работы: Поликультурное развитие младших подростков в условиях хорового класса ДМШ (Часть 7)
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
Тип работы: Кандидатская диссертация
Учебное заведение: УрГПУ
Количество страниц: 150
Номер заказа: 1779
Когда выполнена: 15.05.2013
Текст самой работы:  

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

(продолжение)

 

1.3. Особенности развития подростков как предпосылки для организации их поликультурного развития в условиях хорового класса ДМШ

 

Иссследование музыкальной культуры подростков невозможно без учета психоло­гических особенностей, влияющих на их му­зыкальные вкусы, запросы, предпочтения. Подростковый возраст характеризуется сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе [Фельдштейн, 2007]. В результате перестройки организма происхо­дит изменение в самосознании, типах отно­шений со взрослыми и сверстниками, в по­знавательной активности.

Главным психическим новообразовани­ем подросткового возраста ученые считают самосознание [Петровский, 2006]. Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стрем­ление к самостоятельности обуславливают, с одной стороны, потребность в признании со стороны взрослых, с другой - смену ориен­тации со взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентации подростков. Добиваясь призна­ния своего равенства у взрослых, подросток не имеет достаточного интеллектуального, социального опыта. Отсюда возникают раз­личные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на ис­кусство, в том числе - музыкальное. Кон­фликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взгля­дов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей.

Вместе с тем первостепенное значение приобретает общение со сверстниками, кото­рое помогает осваивать нормы, цели, средст­ва социального поведения, определять зна­чимость культурных ценностей. «...Есть ос­нования полагать, что ведущей деятельно­стью в этот период развития является дея­тельность общения, заключающаяся в по­строении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, ко­торые опосредуют поступки подростков», - заключает Д.Б. Эльконин [Эльконин, 2007]. Объединение подростков в группы обуславливает их ори­ентации на ценности, принятые в них. Это порождает стремление к подражанию стан­дартам. «Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Данное качество способствует росту неформальных подростковых объединений: «брейкеры», «рокеры», «футбольные фанаты» и т.д. Это относится и к музыкальным предпочтениям подростков, ориентированным на различные направления популярной музыки, в частно­сти, рок-музыки.

Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.

Во-первых, у подростка выражено про­тиворечие между богатством желаний и ог­раниченностью сил. Отсюда большое коли­чество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недостаточный объем знаний наряду с конкретностью мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества. Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в опенке, стремление к справедливости, с одной сто­роны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограни­ченности социального опыта - с другой. Данные черты обуславливают необъектив­ность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании не­адекватных опенок, но и в принятии соответ­ствующей мировоззренческой платформы, что приводит зачастую к негативным прояв­лениям в поведении.

В-третьих, главным стержнем подрост­ковых переживаний является поиск нравст­венных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подро­стков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Поэтому в нравственных поисках подросток болезненно реагирует на прямолинейные или назида­тельные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приво­дит к принятию идеалов, в том числе музы­кально-эстетических, отвергаемых взрослы­ми, но культивируемых в среде сверстников.

В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоут­вердиться. Вместе с тем ограниченный соци­альный опыт не позволяет этого сделать. По­этому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебре­жение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристра­стие к символике определяет принятие соот­ветствующего музыкального стиля.

В-пятых, исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют ус­ложнению содержания самооценки, включе­нию в нее нравственных проявлений, отно­шений с окружающими, собственных воз­можностей. Возрастает значение самоуваже­ния, состоящего в отношении к себе как к личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде деятельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении подростков с музыкой классических жанров.

В-шестых, специфической чертой подро­сткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности. Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с тру­дом приспосабливаются к деятельности од­нообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элемен­ты театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность прини­мать участие в музыкальном действе (станце­вать, хлопать, подпевать) привлекают подро­стков. Вместе с тем классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, ока­зывается недоступной для понимания.

Перечисленные черты подростков опре­деляют особенности их субкультуры, кото­рую в некоторых случаях связывают с фено­меном «конфликта поколений».

Как отмечают ученые, элементами суб­культуры подрастающего поколения служат жаргонные слова и выражения, следование моде в одежде, прическе, а также «опреде­ленный стиль поведения... пристрастия в му­зыке и танцах, в тех или иных занятиях в сво­бодное время» [Абдулин, 2006]. Данные элементы являются средством самоутверждения, идентификации и коммуникации в подростковой среде. Ис­ключительно важную роль в развитии подро­стковой личности играет музыка.

Исследователь проблем молодежной му­зыки А.С. Запесецкий отмечает, что «сущ­ность этой роли - в выполнении функций центрального, «кристаллизующего» элемен­та, вокруг которого концентрируются соот­ветствующие идеи, своеобразные мироощу­щения и способы самовыражения, характер­ные образцы поведения и взаимодействия людей, имиджи, лексиконы, символы, эле­менты материальной культуры и другие ком­поненты, образующие культурный ком­плекс» [Запесецкий, 2005]. Не вступая в полемику о право­мерности термина «молодежная музыка», следует  подчеркнуть ее социокультурную сущность. Каждое поколение подростков увлекалось различными направлениями популярной музыки.

Таким образом, музыка представляет интерес, прежде всего как поликультурный феномен, как элемент образа жизни.

Поликультурные возможности музыки, в частности, хорового пения можно рассматривать как источник для реализации социального и творческого развития подростка через реализацию музыкально-творческой деятельности, посредством которого подросток приобщается к постижению собственного творчества в раскрытии значения и роли музыки, познании музыкальной культуры посредством своей творческой активности, а также в формировании социальной направленности личности.

Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального ис­кусства. На протяжении огромного исторического периода оно более других ис­кусств было широко и непосредственно вплете­но в процесс материальной жизни людей. Рус­ское песенно-хоровое искусство имеет многове­ковые традиции и представляет собой одно из величайших сокровищ национальной культуры. Хоровое пение как исполнительское искусство с его многовековыми традициями, глубоким ду­ховным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как ис­полнителей, так и слушателей остается испытан­ным средством социокультурного воспитания, формирования социального опыта и социально значимых позиций личности.

Хоровое пение - важнейшая сфера музыкаль­ной культуры, исторически составляющая исток музыки, ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное - это, верный по­казатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Рос­сия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребнос­тью и фундаментом особого феномена русской жизни - соборностью.

Развитие хоровой культуры происходит на основе усвоения лучших традиций хоровой исполнительской культуры. Русская хоровая исполнительская культура, в лице своих лучших коллективов и их мастеров – руководителей, показывает органическое сочетание прогрессивных традиций прошлого с чертами нового, рожденного нашей эпохой и на этих лучших образцах должны учиться подростки и самодеятельные хоры. Поэтому мы считаем, что опыт, накопленный не одним поколением выдающихся деятелей хорового искусства, должен активно использоваться в работе по поликультурному воспитанию подростков. 

 

(см. продолжение)

Часть 

Дата размещения
на сайте:
20.05.2013

Работа написана нашим специалистом, выкладывается в интернет исключительно для ознакомительных целей. Работа является собственностью компании. Любое копирование или частичное использование КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1. ст. 146 УК РФ

Вход на сайт

Работы на заказ

Компания "Москва-Диплом" уже многие годы работает и помогает студентам. На рынке образовательных услуг мы существуем уже с 2001 года и за это время четко и уверенно вышли в лидеры, благодаря качеству выполняемых работ на заказ, а так же оперативности и индивидуальному подходу к каждому студенту. У нас появились представительства в других городах, не только в Москве и Санкт-Петербурге, а дистанционное сотрудничество дает возможность обратится к нам любому студенту. Мы меняемся для Вашего удобства, лишь наш девиз неизменен: «Качественные работы в срок».

Оформить заказ

Мы в Вконтакте:

Полезные советы, ежедневное обновление, помощь в учебе, интересные новости и акции - Будем рады видеть Вас в нашей группе Вконтакте. Участникам группы 5% скидка на все услуги.

Группа Вконтакте SaveStud.Su


Магазин готовых работ

Уникальные авторские работы, написанные специалистами компании Москва-Диплом, вы можете приобрести по цене 30% от стоимости нового заказа. Все работы прошли проверку на уникальность и качество. Сдавались 1 раз и были успешно зачтены.

Выбрать готовую работу

Быстрый переход на готовую работу:

    Готовая работа №   



Рассказать о нас

Нажмите на кнопочки ниже, чтобы запомнить нас!

Вопросы и ответы Отзывы клиентов Способы оплаты Гарантии Скидки Партнерам О нас Авторам